В от история этих фотографий. Некий человек по фамилии Прокудин-Горский придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.
Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.
Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение.
Фотографии Сергея Михайловича Прокудина–Горского (1863-1944) предлагают живой портрет потерянного мира – Российской Империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.
П рокудин-Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В начале 1900–х годов Прокудин–Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, он получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.
Этот список самых знаменитых снимков С. М. Прокудина-Горского был составлен мною почти 4 года назад, но с тех пор число читателей блога увеличилось примерно в 10 раз, так что есть смысл повторить пост. Впрочем, немного обновил материал (первоначально было рассмотрено восемь снимков).
Первое место, разумеется, за портретом Льва Толстого, который ещё в 1908 г. разошелся большими тиражами в виде открыток, журнальных вклеек и настенных постеров:
А в советское время этот портрет издавался ещё большими тиражами (публикации в книгах и журналах). В 1978 г. он появился на обложке главного еженедельника СССР журнала "Огонёк" тиражом более 2 млн. экземпляров! Вероятно, этот рекорд уже никогда не будет побит.
Второе место отдадим так называемому "автопортрету", который украшает статью о Прокудине-Горском в Википедии.
Снимок вклеен в альбом с подписью "По реке Каролицхали".
На самом деле, здесь две ошибки. Во-первых, технология трехцветной съемки не позволяла тогда делать никаких "автопортретов", а значит, снимал кто-то из помощников (возможно, один из сыновей).
Во-вторых, широко распространившееся название снимка, как недавно стало известно, ошибочное, просто кем-то из помощников Сергея Михайловича была перепутана подпись при вклейке в контрольный альбом. В самом деле, можно ли сидеть "по реке"? Но дело, конечно не в этом, а в том, что Прокудин-Горский сидит на берегу другой реки - Скурицхали (приток Каролицхали). Чтобы это понять, потребовалось несколько недель исследовательской работы, в которой участвовали, независимо друг от друга, два местных жителя, батумца. Подлинное авторское название снимка есть в альбоме - "На реке Скурицхали. Этюд". К нему приклеили какой-то "левый" снимок с водопадом.
Третье место - знаменитый портрет эмира Бухарского, 1911 г.:
Портрет совершенно бесподобен по колориту, без него не обходится ни одна выставка.
Даже аватарки по мотивам появились:
Четвёртное место - снимок "Крестьянские девушки". [д. Топорня], который отличается, как и предыдущий, бесподной яркостью красок.
Это фото полюбилось сразу двум режиссёрам: Леониду Парфёнову, который посвятил ему отдельный сюжет в фильме "Цвет нации" и голладскому по имени Бен ван Лисхаут, который сделал из него оригинальный постер для фильма "Инвентаризация Родины":
В оригинале:
Пятое место - снимок с Прокудиным-Горским на дрезине у Петрозаводска, 1916 год:
Нашлись умельцы, которые анимировали это изображение! Дрезина плавно бежит по рельсам и если ещё наложить подходящий звуковой ряд, то получиться отличный клип:-)
Кстати, пара подобных анимаций вошли в последний документальный фильм о Прокудине-Горском - «Россия в цвете» (режиссёр: Владимир Мелетин, 2010).
Шестое место - "Вид монастыря из Светлицы". [Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер]. 1910 г.:
Этот снимок стал эмблемой американской выставки "Империя, которой была Россия" 2001 г., с которой началось пробуждение массового интереса к наследию пионера цветной фотографии.
Вид, действительно, завораживающий своим благолепием.
Седьмое место - снимок семьи русских переселенцев в поселке Графовка Муганьской степи:
Снимок широко известен по той причине, что украшает обложку самого первого альбома снимков Прокудина-Горского под ред. Роберта Оллсхауза, изданного в США в 1980 г. (Allshouse, Robert H. (ed.). Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II. — Doubleday, 1980).
Восьмое место - фотография с участниками постройки Мурманской ж. д. на пирсе в Кемь-порту. Она стала широко известна благодаря помещению её на суперобложку первого (и пока единственного) альбома Вейников "Российская империя в цвете":
Девятое место - ещё один фотопортрет Прокудина-Горского, на сей раз, на знаменитом карельском водопаде Кивач, воспетом ещё Гаврилой Державиным:
Снимок был вынесен на обложку альбома под ред. С. Гараниной, изданного в 2006 г.
Опрелиться с 10 местом довольно трудно, т.к. есть много достойных претендентов.
Может быть, шедевральный "Обед на покосе"?
По некоторым сведениям, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горсокого до самой его кончины.
Интересно узнать мнение читателей, какие снимки Прокудина-Горского они считают знаменитыми?
Вашему вниманию представляется на наш взгляд интереснейший материал - все 2500
уникальные цветные фотографии
Сергея Михайловича Прокудина-Горского
(1863-1944)
из библиотеки Конгресса США. Они показывают живой портрет России
накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.
В начале 1900-х годов Прокудин-Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской империи, который получил поддержку царя Николая II. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, он провел обзор одиннадцати регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения.
Прокудин-Горский
задействовал уникальнейшую на то время технологию съемки фотографий, которая позволяла формировать цветное изображение
Как удалось сделать фотографии цветными?
Как известно, цветную пленку изобрела компания АГФА только в 1930-х годах. А Прокудин-Горский фотографировал используя специальные светофильтры, которые позволяли получать три черно-белых изображения с разной цветовой информацией. В то время для просмотра использовался специальный проектор с тремя объективами, каждый из которых проецировал свой кадр через светофильтр нужного цветового оттенка. И только в наши дни, особенно с появлением компьютерных технологий, стало возможно наиболее точно восстановить уникальнейшие фотографии в цвете. Детальней о технологии можно прочитать на википедии >> .
О Сергее Михайловиче Прокудине-ГорскомСерге́й Миха́йлович Проку́дин-Го́рский
(31 августа 1863, Муром, Владимирская губерния, Российская империя — 27 сентября 1944, Париж, Франция) — известный русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи». Детальнее биография >>
Труды Прокудина-Горского
В архиве представлены труды из следующих регионов:
Информация об архиве фотографий Прокудина-Горского:
Архив состоит из фотографий со следующих источников:
Источники:
1. Библиотека конгресса США - здесь можно найти фотографии в высоком качестве, а также найти по имени файла информацию о фотографии.
2. Полная база данных цветных изображений С.М. Прокудина-Горского
Скачать полную коллекцию цветных фото Прокудина-Горского (2500 фото / JPEG / 5+GB)
!! ВНИМАНИЕ!! Полный архив имеет размер более 5,2 ГБ , и для Вашего же удобства был разбит на 5 почти равных частей размером по 1 ГБ . Разделения по архивам осуществлено в алфавитном порядке названия файлов.
Архив 1 из 5http://free-share.ru/605761/21232/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://free-share.ru/605746/63462/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://free-share.ru/605745/23381/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://free-share.ru/605744/9137/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://free-share.ru/605743/4298/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://free-share.ru/605731/26529/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
Архив 2 из 5
http://rapidshare.com/files/405311578/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part1.rar
http://rapidshare.com/files/405311730/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405311798/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405311883/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405311887/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part5.rar
http://free-share.ru/605742/55260/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part1.rar
http://free-share.ru/605741/34715/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part2.rar
http://free-share.ru/605740/19652/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part3.rar
http://free-share.ru/605739/18374/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part4.rar
http://free-share.ru/605728/17801/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part5.rar
Архив 3 из 5
http://rapidshare.com/files/405311967/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://rapidshare.com/files/405312101/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405312180/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405312259/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405312329/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://rapidshare.com/files/405312427/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://rapidshare.com/files/405312484/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar
http://free-share.ru/605737/15290/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://free-share.ru/605736/21047/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://free-share.ru/605735/41694/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://free-share.ru/605747/42336/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://free-share.ru/605748/13065/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://free-share.ru/605760/7977/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://free-share.ru/605732/29432/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar
Архив 4 из 5
http://rapidshare.com/files/405312619/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://rapidshare.com/files/405312857/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405312959/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405313054/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405313267/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://rapidshare.com/files/405313347/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://rapidshare.com/files/405313391/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar
http://free-share.ru/605758/39649/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://free-share.ru/605757/53687/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://free-share.ru/605756/921/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://free-share.ru/605755/63280/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://free-share.ru/605754/46085/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://free-share.ru/605753/13936/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://free-share.ru/605733/46809/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar
http://rapidshare.com/files/405313678/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405313903/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405314117/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405314318/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://rapidshare.com/files/405314537/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://rapidshare.com/files/405314603/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar
http://rapidshare.com/files/405314660/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part8.rar
http://free-share.ru/605752/4784/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://free-share.ru/605751/21919/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://free-share.ru/605750/52438/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://free-share.ru/605749/54894/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://free-share.ru/605734/54659/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://free-share.ru/605759/33908/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://free-share.ru/605738/47656/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar
http://free-share.ru/605730/38573/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part8.rar
- К архивам добавлено 3% информации на восстановление
- Архивы на Rapidshare и Free-share совместимы и взаимозаменяемые
Вы наверное все наслышаны об этом человеке. Цветный фотографии Российской Империи обязательно связывают с этим фотографом. Он оставил нам уникальный снимки прошлого нашей Родины. На самом деле очень много работ и фотографий (вот один их больших архивов). Предлагаю посмотреть еще раз его работы и почитать подробнее об этом удивительном человеке, опередившем свое время!
Шайтанский завод, прекративший работу в 1905 году.
С первого взгляда может показаться, что этот снимок сделан в наше время, но нет, этому снимку уже сто лет. На фотографии изображен автор этого снимка, Сергей Михайлович Прокудин-Горский. 1909 году он получил приказ Николая II, оставить очный документ о прошлом, чтобы можно было изучить историю Российской Империи по таким цветным фотографиям.
Полоцк. Николаевский собор.
Материки. Часовня во имя Божьей Матери и сосна, на которой явилась икона.
Творчество известнейшего русского фотографа, изобретателя, педагога Сергея Прокудина-Горского насчитывает около двух тысяч стеклянных цветоделенных негативов, запечатлевших многовековую культуру Российской империи в канун грандиозных потрясений.
В течение первых 15 лет XХ века реализовал грандиозный проект - цветную съёмку Российской Империи.
К 1906 году Прокудин-Горский опубликовал несколько статей, посвящённых принципам цветной фотографии. К тому времени он настолько усовершенствовал новый метод, который гарантировал одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог создавать цветные кадры, подходящие для проекции.
Именно Прокудин-Горский, в то же время, разработал новый метод передачи цветного изображения: он снимал объекты трижды - через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. В итоге получалось 3 черно-белых позитивных пластины.
Для воспроизведения полученных изображений он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все 3 картинки одновременно проецировались на экран, и в итоге можно было видеть полноцветную фотографию.
В 1909 году Прокудин-Горский был уже широко известным мастером и редактором журнала «Фотограф-любитель». В это время ему наконец удается воплотить в жизнь свою мечту по созданию фотолетописи всей российской империи.
Послушав совет Великого князя Михаила, Прокудин-Горский рассказывает о своих планах Николаю II и, конечно, слышит слова поддержки. В течение нескольких лет специально для поездок с целью фотографического документирования жизни империи правительство выделяло Прокудину-Горскому железнодорожный вагон, оснащённый всем необходимым.
За время работы над своим грандиозным проектом Прокудин-Горский отснял несколько тысяч пластин. За этот период технология вывода цветного изображения на экран была отработана уже практически идеально. Таким образом была создана уникальнейшая галерея прекрасных фотографий.
После кончины Николая II Прокудин-Горский вместе со своей коллекцией - стеклянными пластинами в 20 ящиках - сумел выехать сначала в Скандинавию, затем Париж. В 1920-х годах он проживал в Ницце. Сергей Михайлович был очень рад тому, что его труды помогали молодому русскому поколению, находящемуся за границей, понять, как выглядит их родина.
Коллекции фотопластин Прокудина-Горского пришлось пережить неоднократные переезды семьи Прокудина-Горского и немецкую оккупацию Парижа.
В конце 40-х годов был поставлен вопрос о публикации первого «Истории русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря, и снабжении его цветными иллюстрациями.
В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. Таким образом пластины попали в библиотеку Конгресса США.
Уже в наше время появилась мысль о том, чтобы отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. Так всем нам удалось вернуть уникальный архив к жизни.