анятие №2.
Пересказ рассказа "Почему Тюпа не ловит птиц" Е. Чарушина
Цель: учить детей последовательно, логично, без повторов передавать содержание рассказа; воспитывать интонационную выразительность речи; развивать процессы мыслительной деятельности и памяти.
Предварительная работа Читает рассказ "Почему Тюпу прозвали Тюпой". Рассказывает о писателе и художнике Е.И. Чарушине, показывает его книги с рисунками автора.
Ход занятия.
Сегодня я прочту Вам рассказ про Тюпу - он называется так: "Почему Тюпа не ловит птиц". Интересное название, не правда ли? Все кошки охотятся за птицами, а Тюпа их почему-то не ловит. Почему, как Вы думаете?
Выслушав мнение детей, она читает первую часть рассказа до слов: "Не кого Тюпе ловить…". Спрашивает, понравился ли рассказ и что особенно в нем понравилось. Зачитывает 2-3 названных детьми отрывка.
Напоминает:
Вначале воробей сидел и песни чирикал. Как он пел свое "Чив-чив"? Да, весело. Спойте-ка все вместе эту веселую песенку… теперь спойте чуть тише, но звонче.
А потом как и о чем заверещал воробей? (сердито, с негодованием: "Чив-чив! Разбойник ползет"! Вот он где прячется! Вот он где!" - 1-2 хоровых ответа и индивидуальные повторения).
Услышали этот крик воробьи и …слетелись на помощь. Кто на куст сел, а кто…прямо на дорожку, перед Тюпой.
И стали кричать, галдеть, чирикать. Что стали делать?
О чем они потом друг другу рассказывали?
Как итог занятия повторяется драматизация.
Занятие №3.
Рассказывание детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк"
Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки (особенно подробно - лису) и сравнить их с персонажами других сказок, развивать операции сравнения и систематизации, развивать произвольную память.
Ход занятия.
Детям предлагается перечислить известные им русские народные сказки (отмечает похвалой тех, кто вспомнил про главные - "Заяц - хваста", "У страха глаза велики"), затем назвать самые любимые из них.
Очень часто героям русских народных сказок является лиса. Вспомните и назовите эти сказки. Сказка, с которой я познакомлю вас сегодня, тоже про лису. Она называется "Лисичка-сестричка и серый волк". Как вы думаете, какою будет лиса в этой сказке? Интересуется, что в сказке детям особенно понравилось. Зачитывает по их просьбе 2-3 отрывка.
Затем дети дают характеристике лисе (хитрющая, ловкая, умная, из любого положения находит выход) и отвечают на вопрос, на какую лису похожа героиня сегодняшней сказки. (на лису из сказки "Лисичка со скалочкой", только эта еще хитрее и изворотливее.)
Детям предлагается драматизировать концовку сказки. Следит, чтобы они с правильной информацией произносили фразу "Так, милая, так!". Драматизация повторяется 2-3 раза.
Занятие №4.
Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение "Угадайте, где мы были?". Повторение сказки "Крылатый, мохнатый, да масляный".
Цель: совершенствовать речь детей; активизировать мышление; развивать воображение, чувство юмора; повторить с детьми сказку "Крылатый, мохнатый, да масляный" (вспомнить сними название, начало сказки, организовать чтение в лицах какого-либо отрывка).
Ход занятия.
"На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца", - начинает рассказывать педагог. Предлагает детям продолжить "Воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масляный", - заканчивают фразу дети.
Дети участвуют в рассказывании, не громко договаривая отдельные слова и короткие фразы.
Воробей. Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
Блин. А я, блин масляный, окунусь в горшок да вылезу - вот щи и жирные!
Воробей. Ах, каша, ну и каша - горазд горяча!
Мышь. А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю - хорошо в печи огонь горит - вот, каша и горяча!
Воробей . Да и я не промах: соберу грибов, натащу бобов - вот вы и сыты!
Все так они жили, друг друга хвалили, да и себя не забывали.
Чтение в лицах повторяется 2-3 раза.
Вы любите сказки? За что вы их любите? А как отличить сказку от рассказа? Сейчас я прочту вам короткое стихотворение, послушайте и скажите, что в нем не так.
Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пугало пугали,
Ела кошку колбаса.
А теперь придумайте веселые и добрые небылицы о том, как сороки взяли у лисиц взаймы хвосты и что из этого вышло, - говорит педагог. - Начните так: Однажды сорокам вздумалось полетать с лисьими хвостами…
Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:
«Чив-чив! Чив-чив!»
«Тюп-тюп-тюп-тюп, - заговорил Тюпа. - Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» - и пополз к воробью.
Но его воробей сразу приметил - крикнул по-воробьиному:
«Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!»
И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой.
И начали на Тюпу кричать:
«Чив-чив!
Чив-чив!»
Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.
Испугался Тюпа - такого крику он ни разу не слыхал - и ушёл от них поскорее.
А воробьи вдогонку ещё долго кричали.
Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.
Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает.
Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.
Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие - самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку - Тюпку.
Тюпа обрадовался:
«Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!»
Только не знает Тюпа, кого первого ловить.
Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой - вот тут, совсем близко.
Тюпа то сюда, то туда повернётся - тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.
Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом!
Тюпа сразу перестал тюпать.
Он понять не может, что это такое.
Обидели его! Клюнули!
Спрыгнул Тюпа в кусты - и ходу, где бы только спрятаться.
И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает.
Вот почему Тюпа не ловит птиц.
Кого сорока увидит - стрекочет.
Что плохо лежит - она тут как тут.
Птичье гнездо приметит - яйца расклюёт, птенцов нелётных съест.
И зверю несладко от сороки: не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется. Кричит:
«Я вижу!
Вижу!
Вот он где!»
Зверь от сороки таится. А сорока от него ни на шаг. Куда он - туда и она.
Он по полю - сорока над ним стрекочет:
«Я тебя вижу!
Я тебя вижу!
Не беги - догоню.
Не ешь - отниму!»
Вот она какая, сорока!
Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят.
А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не научились, ещё не выросли.
Кто побольше, тот их и обидит.
Увидела сорока-воровка добычу. Притаилась, подскакивает поближе, поближе.
Хочет пообедать.
«Квох!
Квох! - крикнула тетёрка. - Враг близко!»
Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:
«Чив-чив!
Чив-чив!»
«Тюп-тюп-тюп-тюп, - заговорил Тюпа. - Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» - и пополз к воробью.
Но его воробей сразу приметил - крикнул по-воробьиному:
«Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!»
И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой.
И начали на Тюпу кричать:
«Чив-чив!
Чив-чив!»
Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.
Испугался Тюпа - такого крику он ни разу не слыхал - и ушёл от них поскорее.
А воробьи вдогонку ещё долго кричали.
Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.
Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает.
Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.
Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие - самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку - Тюпку.
Тюпа обрадовался:
«Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!»
Только не знает Тюпа, кого первого ловить.
Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой - вот тут, совсем близко.
Тюпа то сюда, то туда повернётся - тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.
Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом!
Тюпа сразу перестал тюпать.
Он понять не может, что это такое.
Обидели его! Клюнули!
Спрыгнул Тюпа в кусты - и ходу, где бы только спрятаться.
И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает.
Вот почему Тюпа не ловит птиц.
———————————————————-
Евгений Чарушин.Короткие рассказы о
животных. Читаем бесплатно онлайн
Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:
«Чив-чив! Чив-чив!»
«Тюп-тюп-тюп-тюп, - заговорил Тюпа. - Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» - и пополз к воробью.
Но его воробей сразу приметил - крикнул по-воробьиному:
«Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!»
И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой.
И начали на Тюпу кричать:
«Чив-чив!
Чив-чив!»
Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.
Испугался Тюпа - такого крику он ни разу не слыхал - и ушёл от них поскорее.
А воробьи вдогонку ещё долго кричали.
Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.
Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает.
Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.
Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие - самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку - Тюпку.
Тюпа обрадовался:
«Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!»
Только не знает Тюпа, кого первого ловить.
Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой - вот тут, совсем близко.
Тюпа то сюда, то туда повернётся - тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.
Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом!
Тюпа сразу перестал тюпать.
Он понять не может, что это такое.
Обидели его! Клюнули!
Спрыгнул Тюпа в кусты - и ходу, где бы только спрятаться.
И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает.
Вот почему Тюпа не ловит птиц.
Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: "Тюп-тюп-тюп-тюп…"
Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, - Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает:
"Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!"
Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.
Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает. Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки - пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.
Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает - боится спугнуть. Близко-близко подполз да как прыгнет - прыг! Как схватит… Да не схватил.
Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. Тюпа - ловкач неуклюжий.
Тюпу побили.
Это Непунька, Тюпкина мамка, его отшлёпала. Сейчас ей не до него. Непунька ждёт-пождёт, скоро ли у неё будут другие, новые маленькие сосунки. Она и местечко приглядела - корзинку. Там она будет их кормить, песни петь.
Тюпа теперь её боится. И близко не подходит. Никому неохота получить шлепка.
У кошки обычай: маленького кормит, а взрослого гонит. Но у Непуньки-кошки новых сосунков отобрали. Непунька ходит, котят ищет, зовёт. Молока у Непуньки много, а кормить некого.
Искала она их, искала и как-то невзначай увидела Тюпку. Он от неё в это время прятался, боялся трёпки. И тут Непунька решила, что Тюпа - это не Тюпа, а её новый маленький сосунок, который потерялся.
И обрадовалась Непунька, и мурлычет, и зовёт маленького, и хочет покормить, приласкать. А Тюпа - учёный, он близко не подходит. Его ещё вчера так приласкали - до сих пор помнит!
А Непунька поёт: "Иди, покормлю", - легла на бочок. Молочко у Непуньки тёплое. Вкусное! Тюпа облизнулся. Он давно сам научился есть, а помнит. Уговорила Непунька Тюпу. Насосался он молочка - заснул.
И тут начались другие чудеса. Ведь Тюпа взрослый. А для Непуньки он маленький. Она перевернула Тюпку и моет его, вылизывает. Тюпка проснулся, удивился: зачем это, для чего это? Он сам может. Хотел уйти. А Непунька уговаривает: "Лежи, ты маленький, запнёшься, потеряешься"…
Песни пела-пела и сама заснула. Тут Тюпа выбрался из корзинки и занялся разными своими делами. То да сё. Бабочек пошёл ловить. К воробью подкрадывается.
Проснулась Непунька. Ах, где же её Тюпонька? Выбежала на двор, зовёт.
А Тюпа взобрался на крышу и там ползает, бегает - пугает какую-то пичужку.
Непунька скорее к нему: "Не упади! Не свались!"
А Тюпа не слушает. Взяла Непунька Тюпку за шиворот и понесла, как маленького, с крыши. Тюпа отбивается, упирается, не желает с крыши идти.
Никак не может понять Непунька, что Тюпа уже не маленький.
Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:
Чив-чив! Чив-чив!
Тюп-тюп-тюп-тюп, - заговорил Тюпа. - Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю! - и пополз к воробью.
Но его воробей сразу приметил - крикнул по-воробьиному:
Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!
И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись - кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой. И начали на Тюпу кричать:
Чив-чив! Чив-чив!
Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.
Испугался Тюпа - такого крику он ни разу не слыхал - и ушёл от них поскорее.
А воробьи вдогонку ещё долго кричали. Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.
Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает. Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.
Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие - самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку - Тюпку.
Тюпа обрадовался:
Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп!
Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!
Только не знает Тюпа, кого первого ловить. Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой - вот тут, совсем близко. Тюпа то сюда, то туда повернётся - тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.
Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом! Тюпа сразу перестал тюпать.
Он понять не может, что это такое.
Обидели его! Клюнули!
Спрыгнул Тюпа в кусты - и ходу, где бы только спрятаться.
И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает.
Вот почему Тюпа не ловит птиц.
Вы можете или написать свой.