Неверно оценил ситуацию | Наш Качуг

Неверно оценил ситуацию

Как установили эксперты МАК, самолет Ил-76, разбившийся 1 июля в Иркутской области, зацепился за склон сопки в так называемом контролируемом полете. При этом, по их данным, авария, унесшая жизнь 10 человек, произошла еще до подлета Ил-76 к очагу возгорания: самолет рухнул на землю вместе с 42 тоннами воды, которые так и не успел сбросить. Таким образом, как полагают специалисты, авиакатастрофа могла произойти из-за ошибки командира Ил-76 Леонида Филина, который из-за плохой видимости, вероятно, перестал ориентироваться в пространстве.

«Полученная информация позволила исключить прозвучавшие ранее версии о возможных технических неполадках на борту транспортника, возникших в связи с его попаданием в зону лесного пожара – таких, например, как резкое повышение температуры поступающего в двигатели воздуха или образование слоя копоти на лопатках турбин. Все эти проблемы обязательно привели бы к падению тяги, которая, по данным расшифровки, соответствовала выбранному летчиками режиму», — сообщила газета «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к расследованию авиакатастрофы.

Как следует из расшифровки речевого самописца, о каких-либо неполадках на борту не говорили и сами пилоты. В связи с этим, как полагают эксперты, о предстоящем крушении экипаж не догадывался почти до самого столкновения с землей.

«На подлете к Качугскому району, в котором экипажу предстояло сбросить 42 тонны воды в условной точке, определенной планом операции как пожар N40, летчики снизились до минимально безопасной высоты. Она должна быть на 200 метров выше самой высокой точки рельефа в зоне полетов», — рассказал источник изданию.

Для Качугского района, на территории которого преобладают невысокие пологие холмы, такая точка находилась на высоте примерно 1,4 тыс. метров. Но поскольку пожар N40 бушевал в низине, на отметке около 800 метров, то сбрасывать на него воду с 600-метровой высоты не имело никакого смысла: она просто бы испарилась еще на подлете к нему. Поэтому пилотам пришлось выбирать траекторию движения так, чтобы подобраться к цели и одновременно снизиться, минуя возвышенности.

«При этом ориентировался на местности экипаж только с помощью GPS — видеть землю летчики практически не могли из-за сплошной дымовой завесы», — рассказал источник.

Контролировать высоту полета пилотам помогали барометрический высотомер, измеряющий абсолютную отметку самолета над уровнем моря по давлению, и радиовысотомер, показывающий расстояние до поверхности земли. Также на борту Ил-76 была установлена система раннего предупреждения о близости земли (СРПБЗ), которая показывала летчикам объемную карту местности по ходу движения воздушного судна и могла заранее предупредить их об опасном снижении. Однако все эти системы Ил-76 от крушения не уберегли.

Как полагают эксперты, направление движения самолета пилоты, скорее всего, выбрали правильно. Однако при этом по какой-то причине экипаж неверно рассчитал свою высоту. И, по всей видимости, склон сопки, находившийся у них прямо по курсу, летчики увидели уже перед самым столкновением.

«За секунды до катастрофы командир, как следует из данных параметрического самописца, потянул штурвал на себя, пытаясь набрать высоту, но груженому транспортнику на этот маневр уже не хватило тяги», — сказал специалист.

В целом же, как отметил источник, экипаж Ил-76 работал в крайне сложных условиях, и ни один из установленных на борту транспортника навигационных приборов не мог обеспечить ему абсолютную безопасность. Так, например, оба высотомера в условиях горной или холмистой местности малоэффективны, поскольку измеряют высоту отметки, которую самолет уже пролетел, не позволяя экипажу оценить обстановку в перспективе. Более совершенную СРПБЗ летчики, тушившие пожар, были вынуждены отключать или просто игнорировать, поскольку на подлете к очагу пожара, когда экипажу требуется снижаться до сотни метров над поверхностью земли, постоянные звуковые и световые предупреждения только мешают сосредоточиться.

«Таким образом, пилотам, по сути, остается надеяться только на свой опыт», — полагает собеседник издания.

В Сибирском региональном центре МЧС России от комментариев относительно возможных причин крушения Ил-76 пока отказались, пояснив, что всей необходимой для этого информацией располагают сейчас только МАК и СКР.

«Проведены судебные молекулярно-генетические экспертизы, позволившие идентифицировать личности всех погибших членов экипажа самолета Ил-76. При проведении судебно-медицинских экспертиз установлено отсутствие в их крови следов алкоголя», — сообщила в свою очередь пресс-служба Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР.

Также, по данным ведомства, следователи осмотрели средства объективного контроля самолета, предметы и личные вещи пилотов, изъятые на месте крушения, допросили сотрудников регионального управления МЧС РФ и базы авиационной охраны лесов, участвовавших в организации тушения лесных пожаров в Приангарье, и специалистов авиационного метеоцентра, у которых изъяли документацию о переданном экипажу Ил-76 прогнозе погоды перед вылетом.

«В настоящее время следственной группой устанавливаются очевидцы крушения самолета, проводятся допросы сотрудников МЧС России, обнаруживших место падения самолета, членов экипажей воздушных судов, задействованных в операции по тушению лесных пожаров, и иные следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств авиакатастрофы», — отметили в ведомстве.

В качестве основных версий произошедшего, как отмечается в сообщении, следствие по-прежнему рассматривает неисправность воздушного судна и ошибку пилотирования.

Как сообщалось, самолет Ил-76 МЧС России разбился 1 июля во время тушения пожара в Качугском районе Иркутской области. На месте крушения спасатели обнаружили останки десяти членов экипажа и два бортовых самописца. Сам самолет был практически полностью разрушен.

Церемония прощания с экипажем Ил-76 прошла 5 июля в аэропорту Иркутска, после чего погибших доставили на самолете Ил-76 МЧС России в город Жуковский. Там, на аэродроме Раменское, где базировался разбившийся самолет, спецрейс встретили представители руководства МЧС РФ, в том числе глава ведомства Владимир Пучков, а также коллеги, друзья и близкие авиаторов.

«Экипаж проявил профессионализм, мужество и самоотверженность, выполняя служебный долг. Мы будем готовить представление о награждении экипажа Ил-76 к государственным наградам», — заявил министр чрезвычайных ситуаций РФ.

Как ранее сообщил в своей прощальной речи в аэропорту Иркутска губернатор Иркутской области Сергей Левченко, экипаж разбившегося Ил-76 прилетел в Иркутскую область на помощь местным пожарным.

«За этот короткий период, что они были тут, им очень многое удалось сделать, они спасли 37 деревень, где проживает более 50 тыс. жителей. Они прилетели нам на помощь и сложили свои головы. Мы всегда будем помнить, что они здесь были, и что они нас спасали», — отметил глава региона.

Как уточнили в свою очередь в Сибирском региональном центре МЧС России, с начала пожароопасного периода экипаж самолета Ил-76 МЧС России совершил 33 боевых вылета, сбросил более 1 тысячи тонн воды.

Обозреватель Наталья Пономарева

Источник: Интерфакс Россия

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

-->
admin@nashkachug.ru
Besucherzahler
счетчик посещений